Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 128 из 521

, когда русский флот практически был уничтожен. Фотий дает понять, что накануне крещения Русь с успехом действовала против империи и что она представляла собой значительную угрозу для Константинополя.

Более четко об этом говорится у Продолжателя Феофана. Здесь непосредственная связь крещения с успешным походом Руси на Царьград (без бури) зафиксирована однозначно. По сути, это сообщение можно считать радикальным решением проблемы. Очевидно, одним из пунктов соглашения, благодаря которому Русь сняла осаду столицы и вернулась домой (вместе с выплаченной контрибуцией и данью), было введение на Руси новой религии [575, с. 50 сл.; 576, с. 70-74]. Этот пункт в изложении самого соглашения изъят древнерусскими летописцами в связи с созданием Владимировой легенды.

Русская эра. Два момента решительно подтверждают факт крещения Руси именно в 860 г. Первый из них - летоисчисление, введенное киевскими книжниками времен Аскольда. Реальность его обосно-{76}вана Б. А. Рыбаковым [532, с. 163-165], который обратил внимание, что в летописных текстах некоторые даты отсчитаны от 860 г. Известны по крайней мере три такие реликтовые обозначения в хронологических выкладках "от Михаила царя": поход Аскольда 874 г. в Никоновской летописи, помеченный 14-м летом от Михаила [440, с. 15]; начало княжения Олега (6389 г.) - 29-м годом от Михаила (то есть от 6360-860 г. по александрийскому летоисчислению) [440, с. 15]; наконец, великий индиктион (6384 г.) - 24-м годом от Михаила [440, с. 10]. Все даты связаны с летописной статьей 6360 г.

|< Пред. 126 127 128 129 130 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]