Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 141 из 521

Для установления координации междузнаками и звуками ему необходима была помощь грамотного русина. Кириллицу, в основе которой лежал греческий маюскул, он бы без особых трудностей усвоил сам. Становится понятным появление в древнерусской литературе тенденции рассматривать созданный Кириллом алфавит как заимствование из Руси [449]. "А грамота руськая явилася Богомъ дана в Корсунh Русину, от нея же научися философъ Константинъ и оттуду сложивъ и написавъ книгы Русскымъ языком", - читаем в "Сказании про грамоту руську" [613, с. 31-32]. Возникновение этой тенденции исследователи относят к рубежу XI-XII вв. [439, с. 82; 544, с. 818], но не исключено, что подобная версия существовала намного раньше.

Ереси IX-Х вв. Ереси всегда сопровождали христианское учение. Там, где утверждалась новая вера, немедленно возникали взгляды, противоречившие некоторым официально утвердившимся тезисам. Изучение таких отклонений в истории ранней Киевской Руси вызывает ряд трудностей, что объясняется тремя основными причинами. Во-первых, средневековые хронисты вообще неохотно выбирали подобные сомнительные сюжеты; во-вторых, в ранний период древнерусской ортодоксии они, недостаточно хорошо знакомые с тонкостями церковной догматики, не всегда могли распознать ересь; в-третьих, дает себя знать общая ограниченность источниковедческой базы IX-Х вв.

Еретические идеи довладимирового времени пока еще остаются неизученными, хотя нельзя утверждать, что в литературе на них совсем не обращают внимания.

|< Пред. 139 140 141 142 143 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]