Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 142 из 521

"Дворянская и буржуазная наука, - писал Д. С. Лихачев, стремилась затушевать, завуалировать те элементы еретичества или те элементы народного христианства, апокрифичных, неофициальных воззрений, которые явственно дают себя знать в древнейших русских церковных сочинениях. Внимательное изучение этих сочинений, несомненно, в будущем откроет многие следы влияния апокрифов и еретических учений, что позволит более глубоко поставить вопрос о происхождении русского христианства" [357, с. 332].

Как философское явление ереси отличаются сложностью и пестротой, что обусловлено самой природой явления, заключающейся в отходе от официально утверждаемой схемы. Для избежания возможных недоразумений с этим необходимо считаться, особенно - когда речь идет о начальной фазе усвоения христианских идей.

Целый ряд отступлений от канона носили характер неосознанных ошибок. Так, в "Повести временных лет" под 986 г. помещена известная "Речь философа" [250, с. 74-92] -документ, который, по единогласному мнению исследователей, относится к IX в. [325, с. 176 сл.; 358, с. 330-332; 755, с. 154], то есть ко времени Аскольда. В ней приведено множество цитат из святого письма {84} (преимущественно из Пророков и из Псалтыри), но большинство из них очень приблизительно воспроизводят библейский текст, приближаясь скорее к свободному пересказу греческого оригинала, нежели к его точному переводу. В некоторых случаях приводится деформированное изложение, далекое от Библии.

|< Пред. 140 141 142 143 144 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]