Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 165 из 521

Для каждой на случай нарушения соглашения предусмотрено отдельное наказание - или от христианского бога, или от языческого Перуна.

В статье, посвященной бегству челядника, опять подчеркнута неодинаковая процессуальная процедура присяги для Руси-христиан и Руси-язычников [250, с. 38]. Наиболее выразительно христианство Руси фиксируется в заключительной части документа, посвященной подтверждению достигнутых соглашений: "Мы же (Русь. - М. Б.), елико насъ крестилися есмы, кляхомся церковью святаго Ильи въ зборнhи церкви, и предълежащи честнымъ крестомъ, и харотьею сею, хранити же все, еже есть написано на неи, и не приступати от того ничто же; а оже преступiть се от страны нашея, или князь, или инъ кто, или крещенъ, или некрhщенъ, да не имать от Бога помощи и да будуть рабi в сии вhкъ и в будущии, и да заколенъ будеть своимъ оружьемъ. А некрhщении Русь да полагають щиты своя и мечи свои нагы, и обручи свои, и прочая оружья, и да клhнуться о всем, и яже суть написана на харотьи сеи, и хранити от Игоря и от всhхъ бояръ, и от всhхъ людии, и от страны Руськыя въ прочая лhта и всhгда. Аще ли же кто от князь и от людии Руськыхъ, или крестьянъ, и или некрещеныи переступить все, еже написано на харотьи сеи, и будеть достоинъ своимъ оружьемъ оумрети, и да будеть клятъ от Бога и от Перуна, и яко преступи свою клятъву" [250, с. 41].

Е. Е. Голубинский, комментируя приведенный отрывок, справедливо подчеркивает, что в тексте договора Русь-христиане и Русь-язычники выступают как две равноправные части населения [180, с. 68].

|< Пред. 163 164 165 166 167 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]