Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 212 из 521

Лихачев пишет, что при упоминании города имеется в виду не Владимир-Волынский (основанный Владимиром Святым), а Владимир-на-Клязьме, основанный тезкой "равноапостольного" князя - Владимиром Мономахом. Вставку этого имени он объясняет идеологическими претензиями "правительственных кругов Москвы XV-XVI вв., стремившихся подчеркнуть значение города Владимира и его патрональной святыни - Успенского собора" [357, с. 381; ср.: 157, с. 31; 161, с. 153-154].

Как бы там ни было, текстовая несуразность в статье 1044 г. кажется очевидной и свидетельствует о неудачном редакторском вмешательстве. Эта статья, как убедительно доказано А. А. Шахматовым, не принадлежит к так называемому Древнейшему своду, составленному во времена Ярослава Мудрого и доведенного до 1037 г. В том виде, в котором этот отрывок читается в сохранившихся текстах, он появился под пером Никона Печерского или автора "Начального свода" 1093 г. [755, с. 415-416; 358, с. 56-58] .

Полагаем, что сначала в статье рассказывалось не о крещении костей Ярополка и Олега, а лишь об их перезахоронении, о перенесении праха в Десятинную церковь - подобно тому как при Владимире туда же был перенесен прах Ольги. Это был акт, аналогичный неоднократному перезахоронению останков Бориса и Глеба. Разумеется, подобная процедура могла быть осуществлена только с останками крещеных особ. Для читателей XI в., хорошо информированных о религиозной принадлежности двух умерших князей, специальная мотивация акта была излишней.

|< Пред. 210 211 212 213 214 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]