Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 213 из 521

Более поздние редакторы, не находя в хрониках ясных сообщений о крещении старших братьев Владимира и считая их язычниками, естественно, должны были задуматься над исторической достоверностью сообщения.

Таким образом, слова "и крестиша кости ею" считаем такой же вставкой, как и упоминание о городе Владимире. Изначальный текст читался так: "Выгребоша два князя, Ярополка и Олега, сына Святославля, и положиша я въ церкви святыя Богородица". Справедливость данной реконструкции подтверждается грамматически. Выражение "положиша я" подает объект в двойственном числе. Следовательно, он согласуется с предыдущими словами "два князя... сына Святославля", а не со словами вставки "кости ею", как это получается в тексте "Повести временных лет". Если бы упоминание о костях существовало в изначальном тексте, то дальше, вероятно, читалось бы: "и положиша ихъ" (курсив мой. - М. Б.) . {125}

Отметим: перезахоронялись "кости", следовательно, оба княжича были погребены по обряду не сожжения, а трупоположения, что также свидетельствует в пользу высказанной гипотезы.

Отношения с Западом. Исходя из данных, имеющихся в распоряжении науки, можно заключить, что Ярополк был человеком слабохарактерным, нерешительным в действиях, легко поддававшимся влиянию других лиц. Так, в древлянском конфликте, в результате которого погиб Олег Святославич, Ярополк оказался игрушкой в руках Свинельда, пережившего четырех правителей и хорошо ориентировавшегося в политической обстановке того времени, последовательно укреплявшего свое положение.

|< Пред. 211 212 213 214 215 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]