Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 230 из 521

Эта шапка - монаший клобук, воплощающий веру в Христа [513, с. 184-187; 532, с. 69; 709]. Она представляет собой единственный христианский атрибут во всем сказании.

Более проблематично упоминание о "Пучай-реке", над берегами которой проходит поединок. Это вне всякого сомнения киевская Почайна. Б. А. Рыбаков вслед за В.Миллером и другими исследователями отмечает, что именно в Почайне происходило крещение киевлян в 988 г. [532, с. 69]. Однако реальные свидетельства о месте крещения (Днепр или Почайна) отсутствуют. "Пучай-река" выступает не только в комментированном тексте, но и во многих других былинах как один из главных топографических элементов древнего Киева. Следовательно, и в данном случае вряд ли стоит искать какие-то специально скрытые идейные мотивы этого упоминания.

Совсем неуместными кажутся соображения по поводу "полона", захваченного Змеем и освобожденного Добрыней. Попытка рассматривать этот "полон" как потенциальные жертвы языческим богам [532, с. 70] чересчур смелая: пленников насчитывалось 40 тысяч, среди них - 40 королей и 40 королевичей. Тем {135} более что в средневековой Руси систематические человеческие жертвоприношения (даже если они и были) вряд ли приобретали такие масштабы. Более правильной представляется мысль других исследователей, усматривающих здесь отражение не религиозной борьбы, а вооруженных стычек Руси с кочевой степью [284, с. 422] - охотниками за невольниками, и то значительно более позднего времени - недоброй славы рабских торжищ в Кафе.

|< Пред. 228 229 230 231 232 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]