Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 228 из 521

Образ "равноапостольного" просветителя Русипоглотил ряд других деятелей, также имевших большие заслуги перед страной.

Процесс утверждения легенды о Владимире хорошо прослеживается в древнерусском героическом эпосе, где центральной фигурой выступает князь "Владимир Красное солнышко". Заметим, однако, что и в этих произведениях образ Владимира далеко не идеализирован. Он и жестокий, и коварный, и трус, и слово свое не держит. Однако эти чисто человеческие недостатки отодвигаются на второй план перед мудрой и конструктивной позицией князя, который по крайней мере не мешает деятелям типа Добрыни Никитича и Ильи Муромца вершить свое дело [386; 532, с. 59-77; 536].

Часть былин Владимирова цикла действительно посвящена реальным событиям эпохи "равноапостольского" князя: группа произведений, связанных с Добрыней, былина о Хотене Блудовиче; некоторые произведения об Илье Муромце (выздоровление героя; Соловей-разбойник, Сокол-корабль, Сокольник и т. п.). Остальные возникли позже, когда во главе государства стояли Ярослав Мудрый (былина о Соловье Будимировиче) [532, с. 78- 124]; Владимир Мономах (цикл, посвященный борьбе Руси с половцами, переосмысленными в татар - Тугарин Змеевич, Алеша Попович, Идолище и некоторые другие сюжеты - об Апраксе Королевичне, Ставре Гордятиниче и т. п.) [532, с. 104-106; 125-138]. Такая популярность князя в народе имела историческую почву и отражала признание заслуг Владимира.

|< Пред. 226 227 228 229 230 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]