Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 262 из 521

{153}

Трудно возразить что-нибудь против справедливостиэтого тезиса. Беда в том, что он помещен в неуместном контексте. В самом деле, на что могли рассчитывать десять уполномоченных Владимира в Германии, Волжской Булгарии или в Константинополе? Ознакомиться более конкретно с постановкой церковной службы, то есть рассмотреть чисто внешнюю, обрядовую сторону культа. При этом приходилось считаться и с тем, что местные иерархии позаботятся, дабы произвести на прибывших самое выгодное впечатление.

Именно так и случилось, по крайней мере в Византии. Царь дал соответствующие указания митрополиту: "Придоша Русь пытающе вhры нашея, да пристрои церковь и крилось, и самъ причинися въ святительския ризы, да видять славу Бога нашего" [250, с. 93]. Патриарх в ответ "по обьчаю створи празникъ". Не удивительно, что посланцы "въ изоумhньи бывше" и не знали "на небеси ли есмы былh, или на землh" [там же, с. 94].

Все это преподносится в летописной повести совершенно серьезно. По преданию получается, что именно обрядовая пышность подтолкнула Владимира к решающему шагу: речь Философа его не убедила, а после отчета о неслыханной "красоте церковной" князь немедленно проявил готовность креститься. Этот пассаж огорчил даже историков XVIII в. В. М. Татищев, в частности, писал: "Естьли ж сказать, что посылал (Владимир. - М. Б.

|< Пред. 260 261 262 263 264 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]