Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 263 из 521

) токмо чинов церковных и убранств смотреть, то сие весьма неприлично, ибо видением веры истинной показать не можно, и вера не в чинах и убранствах, как подлость разумеет, но в сущем признании истинны недоведомых состоит" [654, с. 231; 656, с. 412].

Вообще идея "выбора веры" содержит элемент логической несуразности. В чем состоит главная заслуга Владимира - в отречении от язычества или в утверждении христианства? Если бы киевский князь вместо язычества ввел на Руси магометанство или иудаизм, это не вызвало бы восторга христианского идеолога и вряд ли киевский властитель заслужил бы особых похвал. Между тем летописная версия "выбора веры" делает ударение именно на отрицании язычества. Владимир решил отказаться от старой веры и только поэтому заинтересовался другими религиями. Интересно, что никто из миссионеров ни единым словом не высказался против язычества. Вероятно, летописцу антиязыческая пропаганда казалась неактуальной.

Этот аспект проблемы в литературе хорошо разработан Е. Е. Голубинским [180, с. 112], высказавшим по этому поводу ряд справедливых замечаний. В самом деле, исследователь, свободный от идеалистической концепции, может допустить догматическую инверсию. Да скорее всего она будет и просто необходимой. Реформа, осуществляемая Владимиром, определялась тем, что древнерусское язычество изжило себя и уже не соответ-{154}ствовало новым историческим условиям. Поэтому "выбор веры" был вполне закономерен.

Однако внутренние стимулы - одно дело, а идеологическая платформа совсем другое. Понятно, что авторы "Сказания" стремились подтвердить мудрость киевского властителя и подчеркнуть его пиетет к православию.

|< Пред. 261 262 263 264 265 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]