Утверждение христианства на Руси :: Брайчевский М Ю
Страница:
277 из 521
В отличие от трактата Илариона, в произведении Иакова Мниха имеются некоторые сугубо исторические сведения, которые в ряде случаев решительно противоречат летописным сведениям, порождая в литературе изрядную путаницу.
Произведения житийного характера в основном повторяют летописную версию, хотя иногда и отходят от нее. В "Обычном житии" [180, с. 224-238], например, вообще отсутствует эпизод, посвященный четырем религиозным миссиям. Повествование начинается рассказом о делегации, направленной Владимиром для ознакомления с чужими верованиями на местах. Отсутствуют три теологических трактата. Нет ламентаций дьявола и благочестивых размышлений летописца по этому поводу. Отсутствуют еще некоторые мелкие детали и подробности. Вместо этого в Житии нет ничего, что отсутствовало бы в летописи, кроме двух сугубо риторических пассажей. Мелкие сообщения, которые якобы дополняют летописный текст, выглядят недостоверными.
"Житие особого состава" [748, с. 44-57], помещенное в "Плигинском сборнике", - сравнительно позднее произведение {162} (не ранее XVI в.), по своему характеру оно близко к хроникам Стрийковского, Кромера, Меховского, а также к Иоакимовской летописи, использованной В. Н. Татищевым. Его сообщения нуждаются в серьезной критической проверке. "Проложное житие" не имеет самостоятельного источниковедческого значения, так как полностью зависит от "Обычного жития" и является его эпитомой (сокращением).
В историографическом плане интересно произведение "Слово о том, како крестися Владимир, возмя Корсунь", известное в довольно многочисленных списках (к сожалению, не раньше XV в.) [311, с. 218-225].
|< Пред. 275 276 277 278 279 След. >|