Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 313 из 521

Исследователи не считались с другими свидетельствами - не только летописными, но и сообщениями иностранных источников, церковными документами и т. п. А. А. Шахматов предполагал, что "хронология" Иакова Мниха заимствована из так называемого Древнейшего летописного свода 1037 г. [755, с. 13-28], однако убедительной аргументации привести не смог. Вообще реконструкцию этого свода исследователи считают наиболее слабым звеном в его построениях [247, с. 65; 309, с. 36-37; 358, с. 58, 59; 359, с. 43-62].

Заявление Иакова, что Владимир прожил в христианстве 28 лет, послужило основанием для убеждения, что акт крещения киевского князя произошел в 987 г., то есть за год до летописной даты. Такой вывод стал общим местом в новейшей историографии [127, с. 101; 180, с. 130; 357, с.337; 381, с. 329; 466, с. 74; 755, с. 133-161]. Однако это - недоразумение. В действительности Иаков Мних относит крещение Владимира к 988 г. (эта дата является канонической и не подлежала пересмотру либо критике). Объяснение источниковедческому казусу предложил А. И. Соболевский, подтвердив свою концепцию убедительными фактами [628; 629].

Дело в том, что в Киевской Руси метод определения хронологических интервалов принципиально отличался от современного. Тогда год, которым начинался исчисляемый диапазон, и год, которым он заканчивался, считались отдельно, как два года (а не один, как это принято сейчас). Поэтому интервал 988 - 1015 давал не 27, а 28 лет: 988 г. считался первым, а 1015 двадцать восьмым. Применение такой манеры в летописях можно проиллюстрировать многочисленными примерами.

|< Пред. 311 312 313 314 315 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]