Утверждение христианства на Руси :: Брайчевский М Ю
Страница:
346 из 521
Однако положительное решение вопроса задерживалось, и акт официального утверждения новых святых состоялся только в 70-х годах XI в., уже после смерти Ярослава. Самым удивительным является отсутствие в приведенном списке имени Владимира Святославича, которому отводилось главное место в экклесиастических планах Ярослава.
Литература, посвященная Владимиру, которая возникла в правление Ярослава, была вызвана именно подготовкой канонизации просветителя Руси и должна была подтвердить необходимость этого акта. "Слово" Илариона, представлявшее собой программно-декларативный документ; начальное "Житие", особенно летописная статья, включенная в свод 1037 г., являются элементами единой системы, суть которой выразительно проявляется в текстах. Не подлежит сомнению, что провозглашение Владимира "равноапостольным" святым было своеобразной кульминацией Ярославовой экклесиастики. Другие кандидаты (не исключая Бориса и Глеба) должны были удовольствоваться второстепенной ролью. Однако именно здесь Ярослава ожидало поражение.
Напряженность русско-византийских отношений в конце 30-х - начале 40-х годов хорошо известна и не вызывает дискуссий [333, с. 386-399; 348; 352; 354, с. 349-350; 466, с. 79-80; 894]*. {203} В значительной степени она имела церковно-религиозную окраску [157; 247, с. 11; 359, с. 46-50; 381, с. 367; 506; 508, с. 90-92; 509, с. 103-104].
|< Пред. 344 345 346 347 348 След. >|