Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 348 из 521

Банальная схема с чудесами, примененная в отношении Бориса и Глеба, сработала значительно лучше, и оба княжича были признаны святыми.

Реакция Константинопольской кафедры вызвала интересную теологическую полемику, которая нашла отражение в источниках. В частности, Иаков Мних решительно отрицал значение чудес и чудесного как критерия святости. В "Памяти и похвале Владимиру" читаем: "Не дивимся, възлюбленhи, аще чюдесъ не творить по смерти: мнозh бо святhи праведнъи не сътвориша чюдесъ, но святи суть. Рече бо нhгдh о томъ святыи Иоаннъ Златоустъ: отъ чего познаемъ и разумhемъ свята человека, от чюдесъ ли или отъ дhлъ? И рече: от дhлъ познати, а не отъ чюдесъ. Много бо и волъсви чюдесъ сътвориша бhсовьскымъ мечтанiємъ, и бяху свитhи Апостолh и бяху лжiи Апостолh, бhша святhи пророцh и бяху лжiи пророцh, слугы дьяволя; ино чюдо, и самъ сотона преображается въ ангелъ свhтелъ. Но отъ дълъ разумъти святаго, якоже {204} Апостолъ рече: плодъ духовныи есть любы, терпhнiе, благовhрiе, благость, кротость и въздержанiе, на таковыхъ нhесть закона" [180, с.243].

Иаков Мних писал свое произведение во второй половине XI в., скорее всего - в конце 70-х или же в 80-х годах; возможно, под влиянием второго восстания волхвов, которое произошло в 1071 г. [250, с. 164-170]. В то время экклесиастическая полемика между Киевом и Константинополем достигла кульминации. В 1072 г.

|< Пред. 346 347 348 349 350 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]