Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 362 из 521

И та испросистася къЦесарюграду с родом своимъ, и поидоста по Дънепру, идучи мимо, и оузрhста на горh городокъ, в въспрошаста, ркуще: "Чии се городъ? "Они же ркоша: "Была суть три братья Кии, Щекъ, Хоривъ, иже сдhлаша городъ сии, и изъгыбоша, а мы сhдим въ городhихъ и платимы дань Козаром". Аскольдъ же и Диръ остаста в городh семь, и многы Варягы съвокуписта, и начаста владhти Польскою землею" [250, с. 15].

Таким образом, получается, что приблизительно в то время, когда Рюрик утвердился на Ладожском престоле, Киев захватили два норманских "боярина" Аскольд и Дир. Достоверность этого рассказа подорвана самим изложением. Неверно, что киевляне в середине IX в. платили дань хазарам. Неясно, кто правил в городе в момент появления здесь норманских авантюристов. Совершенно неправдоподобно описан захват власти никому не известными "боярами" - без всякого сопротивления со стороны местного населения и т. п.

Вариант третьей редакции "Повести временных лет" убедительно опровергается свидетельствами других источников. В древ-{212}нерусском летописании наряду с ним существовала автохтонная версия, оспоренная и замолчанная официальной киевской концепцией. Так, Никоновская летопись сообщает об участии Аскольда в походах 860 и 863 гг. на Византию [440, с. 7-8]. Следовательно, он занимал киевский престол еще до появления Рюрика на берегах Волхова. В статье "О князи Рустемь Осколдh", помещенной в этом же своде [440, с. 13], об Аскольде и Дире говорится как о законных киевских правителях.

|< Пред. 360 361 362 363 364 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]