Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 360 из 521

В частности, будучи "варягофилом", он внес в текст те норманистские элементы, которые превратили славянскую Русь в "варягов" и породили столько досадных недоразумений в новейшей историографии.

Идейная основа "Древнейшего" свода. Как уже отмечалось, идеологическая программа Ярослава Мудрого заключалась в подъеме и утверждении авторитета Киевской Руси в рамках христианской Эйкумены как великого государства, достойного контрагента двух империй - Восточной (Византии) и Западной (Германии) . Эта платформа, настойчиво пропагандированная в различных сферах общественной жизни, добилась определенного признания - не только в теоретическом, но и практическом плане (вспомним широкоизвестные династические связи киевского князя с наиболее могущественными династиями Европы того времени.

Феодальная идеология, порожденная слиянием политической иерархии с землевладением, а следовательно, - с династическими отношениями, само понятие государства проецировала в понятие правящего дома. Следовательно, авторитет Руси неминуемо должен был воплотиться в авторитет Рюриковского дома, представителем которого выступал Ярослав. Между тем, это была династия узурпаторов, чьи права на киевский престол выглядели более чем сомнительно. Основоположник династии Рюрик [361] был приглашен на Ладожский престол в связи с междоусобной смутой в Славии в конце 60-х годов IX в. Его государственные прерогативы были ограничены "рядом" - договором с местной элитой. Этот договор он грубо нарушил, введя в Ладоге принцип едино-{211}властия, - вопреки активному сопротивлению местных феодалов.

|< Пред. 358 359 360 361 362 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]