Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 367 из 521

, существуетдругая, ставившая в центре внимания Игоря, оставлявшая для Олега только функцию опекуна. Эта версия содержится в Новгородской первой летописи, включившей в свой состав начальный свод 1093 г. Здесь поход на Киев возглавляют "Игорь же и Олегъ" [441, с. 107]. Далее читаем: "И рече Игорь ко Асколду:" Вы нhста князя, ни роду княжа, нъ азъ есмъ князь, и мнh достоить княжити" [там же]. "Сhдh Игорь, княжа в Кыевh" [там же]. Далее: "Сеи же Игорь нача грады ставити и дани устави" [там же]; "И пакы приведе себъ жену от Плескова, именемъ Олгу" [там же] (за "Повестью временных лет" жену Игорю "привел" Олег [250, с. 21]). И еще далее: "Посла князь Игорь на Грекы вои" [441, с. 107] и т. д.

Комментированное выше высказывание "Повести" "И придоста къ горамъ Киевскымъ" убедительно подтверждает первоначальность версии Новгородской летописи. Следовательно, с самого начала главным героем событий 882 и последующих годов являлся Игорь, а не Олег. Выдвижение воеводы-узурпатора на первый план произошло, во всяком случае, после 1093 г. Навряд ли в этом можно заподозрить Нестора Летописца или Сильвестра Выдубецкого. Вне всякого сомнения, это дело рук норманиста Мстислава Владимировича с его подчеркнутым варягофильством.

Во всяком случае, превращение последних Киевичей в "варягов" и "бояр Рюрика", будто бы захвативших власть в Киеве, убедительно демонстрирует идейный смысл летописной вивисекции, осуществленной книжниками Ярослава Мудрого и углубленной третьей редакцией "Повести временных лет".

|< Пред. 365 366 367 368 369 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]