Мировая история коррупции (том 1)   ::   Кузовков Юрий Владимирович

Страница: 688 из 887

Поэтому мы видим в этот период и рост восстаний «низов», сопровождающихся массовым кровопролитием, типа восстаний анабаптистов в Нидерландах, гугенотов во Франции и восстаний крестьян повсеместно в Европе. Но в этих восстаниях дело обычно ограничивалось временным захватом власти в одном или нескольких городах и разграблением местных богачей. Эти протестные движения были направлены против местной олигархии и потому были разобщены. Они не могли объединить Европу перед общей опасностью, перед опасностью стать добычей сил, стремившихся к мировому господству, которая была в то время вполне реальной. Именно такой идеей, объединившей Европу, стала Реформация, которая была не только движением за реформу церкви, но и движением за освобождение народов Европы от власти мировой олигархии, движением за национальное освобождение и за самоопределение наций.

Эту мысль уже много раз высказывали ведущие историки. Как писал в свое время английский лорд Л.Намир, «религия – это слово, которым в XVI в. называли национализм» ([309] p.207). Современный историк Т.Паркер, описывая войны между протестантами и католиками на рубеже XVI-XVII вв., пишет: «в самом деле, трудно разобраться, в чем различие между религиозным фанатизмом и националистической волной в религиозных войнах, массовых убийствах и преследованиях этого времени» ([260] p.63). Давно уже было подмечено, что Реформация в каждой стране приняла свою форму – нет единой протестантской церкви нескольких стран, в каждой стране сложилась своя церковь, отличная от протестантских церквей в других странах.

|< Пред. 686 687 688 689 690 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]