Диалектика духовности   ::   Синицын Сергей

Страница: 187 из 255



Важно заметить, что любые катаклизмы в жизни православной церкви всегда сопровождались народными волнениями и в особо тяжелых ситуациях - так называемыми народыми смутами, связанными с критической дестабилизацией светской власти на Руси. Но только ли светской? Если быть внимательным, то можно обнаружить вторичный характер светских кризисов, которые всегда развивались на фоне духовной дестабилизации общества, что в первую очередь было связано с тенденцией к заземлению исконно независимого потенциала духовности православной церкви, его перемещению на поле земной жизни и попытками участия в решении светских проблем.

Русский народ, как никакой европейский, органически един с церковью и, не обладая развитой духовностью, чутко отслеживает сердцем и интуицией проблемы, связанные с поддержанием ее высокого позитивного потенциала, дающего ему силы для поступательного движения по нелегкому пути истории. Как только церковь теряет этот потенциал, у нее возникает "болезнь" светскости, т.е. тенденция к слиянию со светской властью, - в народе возникает недовольство, пиковые фазы которого выражены смутой.

В период смутного времени отмечается полное падение государственной власти на фоне болезненного состояния православия, а народ при этом выполняет роль стабилизирующего источника духовности. Ее позитивный потенциал настолько велик, что позволяет на пустом месте, в условиях сумятицы, хаоса не только восстановить государственность страны, но и помочь стабилизации церкви, что и наблюдалось в критические моменты истории России.

|< Пред. 185 186 187 188 189 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]