Краткая история этики   ::   Гусейнов Абдусалам

Страница: 835 из 925

Кому бы отдал венец праведный Судия, если бы прежде не даровал благодать Отец милосердный? И как бы пребывал сей венец правды, когда бы не предуспевала благодать, каковой нечестивый оправдан бывает? Как бы венец сей заслуженно воздавался, если бы прежде та благодатно, то есть даром, не даровалась?

15. Но когда утверждают пелагиане, будто одна только та благодать не по заслугам нашим дается, каковой человеку грехи отпускаются, оная же, каковая в конце подается, то есть жизнь вечная, воздается преждебывшим нашим заслугам, то подобает им изъяснить сие. Ибо ежели бы так разумели они заслуги наши, что признавали бы и их тоже дарами Божьими, то мнение таковое нельзя было бы осудить. Поелику же заслуги людей так они возвещают, что говорят, будто оные от себя самого человек стяжает, то Апостол весьма справедливо отповедует: "Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?" (1 Кор. 4, 7). И впрямь, человеку, такое возмнившему, истинно говорится: "Свои дары венчает Бог, не твои заслуги; ежели есть у тебя заслуги твои, которые от тебя самого, то они не от Бога". Ибо если они таковы, то они злые, их же Бог не венчает; а если они добрые, то они суть дарования Божий. Поелику, как говорит апостол Иаков, "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов" (Иак, 1, 17). Почему и Иоанн, Предтеча Господа, говорит: "Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Иоан. 3, 27); и как с неба, откуда и Дух Святой сошел, когда Иисус горе вознесся, пленил Он плен, так дал Он дары человекам (Пс. 67, 19. Ефес. 4, 8).

|< Пред. 833 834 835 836 837 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]