Страница:
207 из 426
На мировом древе, или на древе всех семян, живет царь птиц Сэнмурв, который рассыпает семена по земле, - другая птица относит их к источнику, из которого пьет звезда (Сириус), осыпающая землю дождями. С дождями семена возвращаются на землю. Но две птицы известны и скандинавским источникам. На вершине ясеня Иггдрасиля сидит тоже царь птиц - мудрый орел (легко извинить утрату имени Сэнмурв скандинавами, ведь прошло много веков со времени переселения асов, прежде чем сказания были записаны; зато у соседей асов, ванов, осталось имя царя птиц - Семаргл). Меж глаз у орла ястреб Ведрфельнир.
Золотой век, по мнению древних иранцев, сменяется жестокой борьбой сил зла и добра, добрых и злых богов и духов. Мир погибнет. Но перед концом мира наступит страшная зима. Скандинавские источники воспроизводят эту схему и уточняют: зима будет длиться три года, ее название - Фимбульветр. Боги будут бороться с чудовищами. У иранцев это прежде всего дракон Дахака. У скандинавов - мировой змей Ермунганд и мировой волк Фенрир. Источники согласно утверждают: мир погибнет в огне. Но после гибели мира наступит его возрождение.
Иранский памятник Авеста неоднократно указывает на очищающую роль огня*. Космическое и земное воплощение огня пронизывает ведическую космологию**. В Ригведе огонь именуется "стражем священного порядка" (Ригведа. VII. 3, 3).
______________
* Kramers J.H. Analecta Orientalia I, Leiden. 1954, p. 348.
** Agrawala V.S. Fire In the Rigveda. - East and West, Roma, vol. 11. I960, № 1, p. 28-32.
Можно отметить много почти буквальных совпадений; между тем основу древнеиранской мифологии отделяет от записей Снорри Стурлусона более полутора тысяч лет.
|< Пред. 205 206 207 208 209 След. >|