Пепел империй (В поисках законов истории) :: Стогоff Илья
Страница:
58 из 233
Однажды монахи Восточного зала спорили по поводу кота. Схватив кота, наставник Нань-цюань сказал:
- Монахи, если вы сможете произнести чаньское слово, то я пощажу кота. В противном случае я его убью.
Ни один из монахов не смог ничего сказать, и тогда Нань-цюань разорвал кота. Вечером, когда Чжао-чжоу вернулся в монастырь, Нань-цюань поведал ему о случившемся. Чжао-чжоу снял сандалии, положил их себе на голову и вышел вон.
Нань-цюань сказал:
- Если бы тогда он был здесь, то кот остался бы в живых!
Типичным приемом обучения в чань-буддизме становятся внезапные вопли, удары палкой, оплеухи, дерганье за нос и затрещины. Знаменитый мудрец Цзюй-чжи пошел еще дальше и в качестве ответов на абстрактные вопросы просто рубил ученикам пальцы.
Рассказы о подобных выходках заканчиваются, как правило, выводом: "И тогда ученик вдруг достиг просветления!" В этом "вдруг" - вся эпоха. Жадные до знаний, ощущений, мудрости буддисты нового поколения не желают ждать. Им нужно все и сразу.
Впрочем, преувеличивать масштабы процесса не стоит. Один из современных исследователей буддизма указывал:
Чаньские монахи, которых вполне можно было бы назвать просветителями или рационалистами, отнюдь не были фанатиками, только и занимавшимися, что истреблением священных текстов.
Столь парадоксальным способом представители этого поколения буддистов выражали скорее почтение к сутрам. Однако, по их мнению, почтения достоин лишь дух, а не буква.
|< Пред. 56 57 58 59 60 След. >|