Писатель и самоубийство   ::   Акунин Борис (Чхартишвили

Страница: 115 из 126

Слабость шопенгауэровской критики суицида в том, что философ, вслед за Платоном и Спинозой, опять берет лишь "малодушное самоубийство" - делая оговорку исключительно для голодной смерти аскета. На это и мы спросим опять: а как же 2000 камикадзе во главе с капитаном Гастелло? Что это было малодушие или праздность?]

Зато в защите самоубийства Шопенгауэр опирается на мощный кантовский критерий - нравственное чувство - и поэтому здесь получается более веско:

"На этот счет прежде всего предоставим решить внутреннему нравственному чувству, и впечатление, производимое на нас известием о том, что один из наших знакомых совершил преступление, т.е. убийство, жестокость, обман, кражу, - сравнимо с впечатлением об его добровольной смерти. Между тем как первое вызывает живое негодование и величайшее отвращение и взывает к возмездию и наказанию, последнее возбуждает грусть и сострадание, к которым чаще примешивается удивление его мужеством, чем нравственное порицание, сопровождающее дурной поступок...".

[Возникло сомнение: не зря ли Шопенгауэра причиляют к числу идейных противников суицида, и не ошибся ли я, поместив его суждения в главу "Contra"?]

В нашем столетии, разумеется, тоже были принципиальные противники самоубийства.

|< Пред. 113 114 115 116 117 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]