Писатель и самоубийство   ::   Акунин Борис (Чхартишвили

Страница: 119 из 126

Нравственная философия" (1894-1897) Владимир Соловьев заявляет свою главную задачу ("Назначение этой книги - показать добро как правду, то есть как единственноправый, верный себе путь жизни во всем и до конца - для всех, кто решится предпочесть его") и, предвосхищая Альбера Камю, немедленно переходит к главному пункту вопроса о смысле жизни - проблеме самоубийства: "Они [самоубийцы] предполагали, что жизнь имеет такой смысл, ради которого стоит жить, но убедившись в несостоятельности того, что они принимали за смысл жизни, и вместе с тем не соглашаясь (подобно пессимистам теоретикам) невольно и бессознательно подчиняться другому, неведомому им жизненному смыслу, - они лишают себя жизни". По Соловьеву, сущность всякого самоубийства сводится к убежденности, будто "в жизни совершается не то, что по-моему должно бы в ней совершаться, следовательно, жизнь не имеет смысла и жить не стоит". Есть два класса самоубийц:

"Тут мы имеем два типа страстных людей: у одних страсть чисто личная, эгоистическая (Ромео, Вертер), другие связывают свою личную страсть с тем или другим историческим интересом, который они однако отделяют от всемирного смысла, - об этом смысле всеобщей жизни, от которого зависит и смысл их собственного существования, они, так же как и те, не хотят ничего знать (Клеопатра, Катон Утический)".

Что такое "всемирный смысл" было объяснено в самом начале - стремиться к достижению абсолютного добра, которое и есть Бог. Фактически Соловьев согласен с Кирилловым: жизнь без Бога не имеет смысла.

|< Пред. 117 118 119 120 121 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]