Страница:
48 из 1145
В «Алексиаде» можно также обнаружить следы полемики с неизвестными нам
оппонентами Анны по вопросам, касающимся главным образом оценки деятельности
Алексея. Политические страсти эпохи первого Комнина еще не успели затихнуть за
несколько десятилетий, отделяющих период написания «Алексиады» от времени
изображенных в ней событий, и то или иное освещение исторических фактов живо
затрагивало современников историографа [77] .
Неоднократно заявляет Анна о своей верности ортодоксальной церкви, с гневом
и отвращением говорит о еретиках, одним из главных подвигов отца считает его
«апостольские битвы» с противниками православия. Нет никаких поводов
подозревать Анну в неискренности или говорить о наличии у нее каких-то
взглядов, отличающихся от официального православия. И тем не менее
мировоззрение писательницы имеет определенную светскую окраску. Уже упоминался
эпизод из детства Анны, переданный Торником, когда юная принцесса, несмотря на
запрет родителей, тайно занимается изучением античной поэзии. Торник
рассказывает, конечно, со слов своей покровительницы, и характерно, что
заключенная в монастырь дочь императора на склоне лет вспоминает об этом
эпизоде. Видимо, это не было случайностью, ведь и в пожилом возрасте Анна
«смеется над комедиями, плачет над трагедиями».
Глубокий пиетет к античной культуре ощущается и в «Алексиаде».
|< Пред. 46 47 48 49 50 След. >|