Алексиада   ::   Комнина Анна

Страница: 50 из 1145

Даже супруг Анны Никифор

Вриенний считает, что ему не по силам писать историю и скромно называет свое

сочинение «Материал для истории» [79] .

В отличие от них Анна без тени христианского смирения заявляет, что ее

талант и образованность вполне позволяют ей описать деяния отца. В этой

декларации, открывающей книгу, можно видеть возросшее самосознание историка и

светские элементы его мировоззрения.

Некоторые светские тенденции обнаруживаются в этических оценках Анны и даже

в ее воззрении на причины и характер событий и явлений. Напрасно стали бы мы

искать у Анны какую-либо стройную этическую систему. Мировоззрение писательницы

представляет собой причудливое сочетание христианских и античных взглядов и

понятий, и ее моральные оценки и этические суждения подчас находятся в

разительном противоречии друг с другом. Например, устами отца Анна проповедует

непротивление злу и всепрощение (XIII, 8, стр. 359) и в то же время заявляет,

что отец не мог не ответить злом на зло (XIV, 2, стр. 376).

Этические воззрения Анны находились под сильным влиянием «Этики Никомаха»

Аристотеля — произведения, которое она неоднократно цитирует [80] .

Что касается представлений Анны о причинах событий и явлений, то в полном

согласии с православной догмой писа- {37} тельница видит их в

божьей воле и в божественном промысле πρόνοια.

|< Пред. 48 49 50 51 52 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]