Страница:
64 из 1145
Думается, однако, что ряд произведений
византийской литературы, и среди них «Алексиада», заслуживают иного подхода.
«Алексиада» — не сумма отдельных традиционных элементов, а художественное
целое. Единство замысла и композиции, лирическая окраска повествования,
художественность описаний и характеристик — все это делает труд Анны не только
первоклассным историческим источником, но и выдающимся литературным явлением
своего времени.
Талант Анны был оценен достаточно рано, и одно из свидетельств этого —
сравнительно большое число рукописей ее произведения. Первые списки
«Алексиады», имеющиеся в нашем распоряжении — Florentinus 70,2 (F), Par.
Coislinianus 311(C), — сделаны в XII в., возможно, еще при жизни
писательницы.
Сохранилось также несколько сокращенных рукописей «Алексиады» [93] .
Первое критическое издание «Алексиады» было опубликовано в Боннском корпусе
византийских историков. Первый том (кн. I—IX) был издан Шопеном на основании С
с добавлением «Введения» по поздней сокращенной рукописи. Второй том подготовил
А. Райффершайд, учитывавший также чтения F. Это издание явилось крупным шагом
вперед в изучении твор- {46} чества Анны. Текст «Алексиады»
снабжен построчными примечаниями и неплохим латинским переводом, в конце
второго тома помещены индексы и glossarium anneum, подготовленные П. Пуссином
(и то и другое неполное и неточное). Там же перепечатан обширный комментарий К.
Дюканжа. Этот комментарий был составлен еще в XVII в.
|< Пред. 62 63 64 65 66 След. >|