Страница:
62 из 1145
Император не в состоянии сидеть в седле. Он едет в колеснице и тем не менее
жестами, голосом, улыбками все время ободряет своих воинов (XIV, 5, стр. 386).
{44}
Исследователи, анализировавшие образ Алексея [90] , обычно ограничивались выборкой характеристик, которые
Анна дает отцу, и не пытались объяснить противоречивость этого образа в связи с
определенной двойственностью мироощущения Анны.
Вопрос о соотношении традиционного, канонического и живого, оригинального
интересен не только в применении к образам «Алексиады». Этот вопрос так или
иначе приходится ставить при оценке почти любого произведения византийской
литературы. Среди некоторых исследователей распространено мнение, что
догматическое мышление византийцев оказалось неспособным создать что-либо
оригинальное ни в области идей, ни в области художественной формы. И если
педантично и скрупулезно разбирать труд Анны, то можно обнаружить, что многие
элементы ее произведения в той или иной форме встречаются в сочинениях ее
античных или византийских предшественников. Легче всего это проследить на
примере языка и стиля писательницы [91] .
Как все ученые авторы того времени, Анна пишет не на разговорном языке, а на
выученном ею древнем [92] . Уже это очень
ограничивает художественные возможности писательницы.
|< Пред. 60 61 62 63 64 След. >|