Страница:
114 из 174
И название главы — кстати,
самой по себе очень интересной и хорошо написанной — «Враг сбрасывает
маску» кажется заимствованным в каком-нибудь детективе... Но, разумеется, не эти
частности определяют общее впечатление от книги Арлазорова.
И последнее. Я уже говорил в этой книжке про неоднократно возникавшие споры о
допустимой степени отхода от фактической основы в произведениях
художественно-документального жанра.
Одни участники этих споров утверждают не только допустимость, но даже прямую
необходимость свободного домысла, авторской фантазии, вольной модификации фактов
в соответствии с замыслом произведения. Иначе, говорят они, исчезнет элемент
художественности и останутся сухие факты, нанизанные на скучную нить хронологии.
Другая точка зрения сводится к тому, что история не простит литераторам,
назвавшим свои произведения документальными, неуважительного обращения с
фактами. Если же речь в этих произведениях идет о конкретных — живущих или
живших — людях, то не простит этого и элементарная этика. Автор волен
выбирать факты, группировать, комментировать их так, как диктует ему вкус и
замысел художника, но с самими фактами обязан обращаться безукоризненно строго.
Или — не называть свою работу документальной! Не вводить в заблуждение
читателя, который, особенно в последние годы, склонен придавать большое значение
подлинности того, о чем читает.
|< Пред. 112 113 114 115 116 След. >|