Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона :: Пигалев Александр Иванович
Страница:
12 из 29
Не менее важно и то, что контекст квалифицирует знание или информацию и, тем самым, изменяет их. Бейтсон пишет, что коммуникация «…может быть магически модифицирована посредством сопроводительной коммуникации» [8] . Более конкретно это утверждение сводится к следующему: «Обучение всегда происходит в некотором контексте, имеющем формальные характеристики… Этот структурированный контекст также размещается внутри более широкого контекста (если хотите, метаконтекста) и эта последовательность контекстов образует открытую и, по-видимому, бесконечную серию… Происходящее в более узком контексте будет подвергаться воздействию более широкого контекста, внутри которого обретает свое существование меньший. Между контекстом и метаконтекстом может возникать неконгруэнтность (конфликт)… Тогда организм сталкивается с дилеммой: либо быть неправым в первичном контексте, либо быть правым по неправильным причинам или неправильным образом. Это и есть так называемое „двойное послание“» [9] .
Следующим этапом рассуждений становится универсализация представлений об обратной связи. Как указывает Бейтсон, «парадигма свободного падающих тел (и многие подобные парадигмы во многих других науках) научила нас подходить к научным проблемам определенным образом: проблемы должны быть упрощены посредством игнорирования или откладывания рассмотрения возможности того, что больший контекст может влиять на меньший.
|< Пред. 10 11 12 13 14 След. >|