Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона   ::   Пигалев Александр Иванович

Страница: 13 из 29

Наша гипотеза идет против этого правила и фокусируется именно на определении отношений между большим и меньшим контекстами… В силу этого, гипотеза требует и стимулирует ту же ревизию научного мышления, которая происходит во многих областях – от физики до биологии. Наблюдатель должен быть включен в фокус наблюдения, а то, что можно изучать – это всегда либо отношение, либо бесконечная регрессия отношений . И никогда не „вещь“» [10] .

По Бейтсону, иерархия контекстов сообщений является разрывной . Контекст способен говорить получателю сообщения все, что угодно относительно этого сообщения, но он не в состоянии разрушить его или вступать с ним прямое противоречие. Иначе говоря, сообщение и контекст находятся на разных уровнях и никогда не соприкасаются: между ними – пропасть (разрыв). То же справедливо и по отношению к иерархии контекстов: сообщение, метасообщение, мета метасообщение и т. д. В конечном счете, концепция иерархии сообщений представляет собой развитие известного тезиса А. Кожибского: «Карта – это не территория». Согласно этому тезису, наше представление об окружающем мире (карта) существенно отличается от самого мира, и эти миры не могут соприкасаться.

Более того, иерархия контекстов создает столь же иерархически упорядоченное множество миров (реальностей). Так, в мире коммуникации реальностью могут считаться только сообщения: « Восприятие события, объекта или соотношения – реально, – поясняет Бейтсон. – Это нейрофизиологическое сообщение.

|< Пред. 11 12 13 14 15 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]