Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона   ::   Пигалев Александр Иванович

Страница: 14 из 29

Но само событие или сам объект не могут войти в этот мир. Следовательно, они нерелевантны и в этом смысле нереальны. И напротив, сообщение не имеет реальности (или релевантности) в качестве сообщения в ньютоновском мире: там оно редуцируется к звуковым волнам или типографской краске» [11] .

Принципиально важно также, что некоторые цепи циркулирования информации могут располагаться внутри физического индивидуума, а некоторые находятся вне его. Это означает, что границы разума как сети, как целостной саморегулирующейся и самокорректирующейся системы отнюдь не совпадают с границами человеческого тела, с «сознанием» или «Я». Эти границы охватывают также бессознательные процессы – и автономные, и вытесненные. Таким образом, «эта сеть не ограничена поверхностью кожи, но включает все внешние пути, по которым может двигаться информация» [12] . Тогда такой сетевой разум может быть «приписан» самым различным сложным системам, а не только человеку, и эти системы могут быть даже неживыми в смысле привычного различения между «живым» и «мертвым». Стало быть, сознание представляет собой лишь крошечную часть так понятого разума.

В то же время, поскольку организационные единства в качестве узлов сети сами представляют собой системы различной степени сложности, т. е. опять-таки сети, то воздействие на них далеко не всегда может быть простой причиной (директивой) их изменений. Как неоднократно повторял Бейтсон, «если я бью ногой камень, его движение энергетизируется моим ударом.

|< Пред. 12 13 14 15 16 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]