Страница:
14 из 49
Вот поглядите на меня: держусь и сила есть, а ведь немало годов прожил я у поганых:
Старик начал долгий рассказ о том, как схватили его и других горемык злые вороги, набежавшие на Русь в последний год княжения Владимира Святославича [Владимир Святославич - по былинному сказанию - Красное Солнышко. Год рождения неизвестен, умер в 1015 году. Великим князем Киевским был примерно с 980 года].
- Вот так же гнали нас Диким Полем сначала на восход солнца, а потом на полдень, - неспешно повествовал Ондрей, разгребая ветки в костре, чтобы лучше горели. - Мыслил я тогда: "Николи уж не будет мне ни жизни, ни воли:" Ан нет, по-другому вышло!
- Спасся ты, дедынька? - наивно спросил подросток Сысойка.
- А как бы ты думал?! Шесть годов протомился я в полону в печенежском стойбище, это верно. А потом послал князь Ярослав большую силу, да как ударила та сила на нехристей, враз разбежались они по всей степи, а русские полоняники домой возвернулись.
- Я помню, деду, как ты на Черторый пришел, - откликнулась Ольга.
- У меня тогда Зорьке седьмой годок шел.
- Да, девять лет я у вас с той поры пробыл, и опять довелось в неволю идти! - со вздохом сказал Малыга.
- Почему так получилось, деду? - спросил один из слушателей. Говоришь, княжья рать погромила неверных, а ныне сызнова они верх берут. Али силы нашей не хватило утвердить за собой эту землю? Ведь она страсть хорошо должна хлеб родить:
Старик ответил:
- Силы нашей русской на все хватило бы, да князья не в ладу живут.
|< Пред. 12 13 14 15 16 След. >|