Страница:
26 из 49
То и дело встречались эргастерии [эргастерий (греч.) - лавка, она же мастерская ремесленника] портных, сапожников, ювелиров. Нарядные платья, обувь и особенно драгоценности, выставленные в витринах, привлекали взоры зевак, которым некуда было девать время.
Улицы далеко не блистали чистотой. По бокам мостовой проходили канавки, и в них плескалась зловонная жидкость, валялись отбросы. Нечистоты убирались только по ночам. И это в городе, который его обитатели называли "богохранимой царицей городов", "великим славным городом", "вторым Римом" [подлинные выражения из византийских книг того времени]:
В те времена Царьград действительно был средоточием всех богатств земли. Там роскошь и нищета пребывали рядом. По бокам узких, кривых улиц стояли многоэтажные каменные дома с каморками для бедняков, а неподалеку возвышались храмы [французский историк Дюканж (XVII век) насчитывал в Константинополе 268 церквей и 121 монастырь] и дворцы изумительной архитектуры. Царьград ошеломлял человеческое воображение. Пришельцы из далеких стран, вернувшись домой, рассказывали об этом городе волшебные сказки.
Домоправитель Епифан провел новых рабов почти через весь город. Египетский рынок был расположен близ Золотого Рога, а Псамафийская меса [месами в Царьграде назывались главные улицы] находилась около Пропонтиды [Пропонтида (греч.) - Мраморное море].
Прошли три поприща [около пяти километров]. Ондрей и Ольга под конец даже устали.
|< Пред. 24 25 26 27 28 След. >|