Дао и дзен   ::   Уотс Алан

Страница: 179 из 340

Что бы ни делал и ни говорил учитель Дзэн - это всегда прямое и спонтанное выражение его "таковости", его природы Будды, и поэтому то, что он "выдаст", - не символ ее, а она сама. Дзэн-буддийское общение - это "прямое указание" в соответствии с принципами Дзэн, суммированными в традиционном четверостишии:

Быть вне учения и за пределами традиции,

Не опираться ни на слова, ни на символы.

Указывать прямо в ум человека.

Увидеть собственную природу и достичь просветления. [42]

Преемником Хуэй-ко, по преданию, был монах Сэн-цань (ум. 607 г.), и их первый разговор имеет ту же форму, что диалог Хуэй-ко с Бодхидхармой. Только Сэн-цань просил у учителя не покоя ума, а "очищения от заблуждений". Ему приписывают знаменитое стихотворение под названием "Синь-синь Мин" "Трактат о вере в ум". [43] Если Сэн-цань действительно является его автором, то это первая отчетливая и ясная формулировка Дзэн. Даосская окраска его ощущается с первых строчек:

Великий Путь не сложен, следует лишь избегать предпочтений..

И далее:

Следуя своей природе, единой с природой вещей, пойдешь свободно и безмятежно.

Когда мысль связана, истина сокрыта...

Если хочешь следовать Путем, не отвергай мира чувств и идей.

Ибо полное его приятие есть истинное просветление.

Мудрый ничего не добивается (у-вей), невежда сам себя связывает...

Пытаясь отыскать ум с помощью ума, не избежать великой путаницы. [44]

Это стихотворение не только изобилует такими даосскими выражениями, как у-вей и цзы-жень (спонтанность).

|< Пред. 177 178 179 180 181 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]