Страница:
224 из 340
Ведь когда читаешь трудную книгу и хочешь сосредоточиться, мысль - "я должен сосредоточиться" - помогает мало; начинаешь думать не о том, что читаешь, а о том, как сосредоточиться. Это же относится к Дзэн. Изучая Дзэн, практикуя Дзэн, не надо думать о Дзэн. Попасть в ловушку слов и представлений о Дзэн это, по словам древних учителей, называется "вонять дзэном".
Вот почему учителя Дзэн почти никогда не говорят о Дзэн, а сразу обрушивают на нас его конкретную реальность. Эта реальность есть "таковость" (татхата) нашего природного вне-словесного мира. Когда мы видим его таким, каков он есть, для нас не существует добра, не существует зла. В этом мире нет ничего изначально высокого, изначально низкого, изначально субъективного и изначально объективного. Нет символического "я", о котором следует забыть, и нет необходимости в идее "конкретной реальности", о которой следует помнить.
Один монах спросил Чжао-чжоу:
- С какой целью прибыл с Запада Первый Патриарх?" (Это формальный вопрос, уясняющий суть учения Бодхидхармы, иначе говоря, самого Дзэн).
Чжао-чжоу ответил:
- Кипарис во дворе.
- Вы, очевидно, пытаетесь показать это средствами объективной реальности?
- Нет, не пытаюсь!- возразил учитель.
- С какой же все-таки целью прибыл с Запада Первый Патриарх?
- Кипарис во дворе! [5-3:13]
Заметьте, как вышибает Чжао-чжоу из монаха логику, с которой тот подходит к его словам.
|< Пред. 222 223 224 225 226 След. >|