Страница:
90 из 340
Но поскольку мы привыкли излишне полагаться на центральное зрение, на сильный прожектор глаз и ума, мы несможем возродить способности периферийного зрения, если сначала не расслабим своего резкого пристального взгляда. Ментальный или психологический эквивалент такого расслабления нечто вроде тупости, которая так часто упоминается у Лао-цзы и Чжуан-цзы. Это не просто спокойствие ума, а особого рода "не-хватание" умом. Говоря словами Чжуан-цзы: "Совершенный человек пользуется своим умом словно зеркалом: он ничего не хватает и ничего не отвергает. Воспринимает, но не удерживает". Можно сказать, что ум при этом как бы слегка "расплывается", чтобы избавиться от излишней четкости. Так Лао-цзы говорит о себе:
Отбрось ученость, - исчезнут и печали...
Все люди счастливы, словно на пиру, как на высокой башне в весенний день.
Один я спокоен, и мой вид ничего не выражает, как лицо ребенка, еще не умеющего улыбаться.
Одинок и заброшен, словно бездомный.
У людей всего в избытке, только я ничего не нажил.
Может быть, у меня ум глупца, и я полон заблуждений!
Люди так сообразительны, - один я, кажется, туп.
Люди так проницательны, - один я, кажется, глуп.
Ко всему безразличен, словно ничего не вижу.
Плыву по течению, словно ни к чему не привязан.
У всех есть какое-то дело, один я, кажется, бестолков и непрактичен.
Один я не такой, как все, и держусь за Маму (Дао) (20) [5].
Большинство даосских текстов содержат некоторое преувеличение, усиленный образ. Это как бы юмористическая карикатура автора на самого себя.
|< Пред. 88 89 90 91 92 След. >|