Страница:
447 из 470
Изучив Веды вдоль и поперек, майявади нашли всего пять утверждений, якобы подкрепляющих их аргументы, и эти утверждения они назвали маха-вакья (великими изречениями Вед). Эти пять изречений таковы:
«Все есть Брахман».
«Чхандогья-упанишада». 3.14.1.
«Нет ничего отличного от Брахмана».
«Брихад-араньяка-упанишада». 4.4.19; «Катха-упанишада». 2.1.11.
«Брахман есть сознание».
«Айтарея-упанишада». 1.5.3.
«О Шветакету, ты есть то».
«Чхандогья-упанишада» 6.8.7.
«Я есмь Брахман».
«Брихад-араньяка-упанишада». 1.4.10.
Чему учит первая маха-вакья ? Она учит, что и материальный мир, и индивидуальные души — есть не что иное, как Брахман, и что кроме Брахмана не существует ничего. А какова природа Брахмана? Это объясняет другой текст Вед. В «Шветашватара-упанишаде» (6.8) сказано:
«Верховный Господь не обязан заниматься какой-либо деятельностью. Нет никого равного Ему и нет никого более великого, чем Он. Он действует по-разному, являя Свои неотъемлемые частицы, которые благодаря Его безграничным энергиям занимают различные положения. Каждая энергия действует разумно и последовательно, обеспечивая Его полным знанием, могуществом и развлечениями».
Эти слова признают единство Брахмана и энергий Брахмана. В этом тексте указывается на то, что энергия является принадлежностью ( свабхавики ) Брахмана, а также на то, что энергии проявляются по-разному ( вивидха ).
|< Пред. 445 446 447 448 449 След. >|