Страница:
448 из 470
Поскольку энергия и владелец энергии едины, можно сказать, что нет ничего, что отличалось бы от Брахмана. Однако, взглянув на материальный мир внимательнее, мы можем убедиться в том, что в ином смысле Брахман и Его энергия отличны друг от друга. В Ведах («Катха-упанишада». 2.13; «Шветашватара-упанишада». 6.10) сказано:
«Верховный Господь вечен, и живые существа тоже вечны. Верховный Господь сознателен, и живые существа сознательны. Различие между ними заключается в том, что Верховный Господь обеспечивает живые существа всем необходимым для жизни».
Эти слова Вед признают разнообразие духовных проявлений как неизбежный факт. В других текстах Вед («Шветашватара-упанишада». 6.8) также признается различие — в определенном смысле — между Господом и Его энергией, знанием, могуществом и развлечениями.
Теперь рассмотрим следующие слова «Айтарея-упанишады» (1.5.3):
«Брахман есть сознание».
Это утверждение указывает на то, что Брахман тождествен сознанию. Природа сознания описывается следующими словами «Брихад-араньяка-упанишады» (4.4.21):
«В сердце мудреца, который постиг Всевышнего, пробуждается любовь к Нему».
Здесь слово праджна подразумевает не только сознание. Оно подразумевает также любовь и преданность.
Теперь рассмотрим следующие слова «Чхандогья-упанишады» (6.8.7):
«О Шветакету, ты есть то».
|< Пред. 446 447 448 449 450 След. >|