Страница:
178 из 198
Горбоносый атаман Овчинников, покручивая кудрявую, как овечья шерсть, бороду, крикливо говорил:
- Мы, братцы казаки, в случае лихо приспеется нам, можем от Оренбурга-то откатиться, хвосты в зубы да и наутёк - либо в Золотую Мечеть, либо в Персию, либо в Туретчину, куда и сам батюшка звал нас. А ежели под Казанью захряснем, ну уж не прогневайся, уж оттуда, чтоб утечь, таких не будет способов. Окромя того, Оренбург давит да душит нас, прямо за горло берёт. В первую голову боем его взять треба. Без Оренбурга нам не быть!
- Ну, а ты как думаешь, Максим Григорьич? - спросил Пугачёв умного Шигаева.
Тот поднялся, высокий, сутулый, с надвое расчёсанной тёмно-русой бородой, и, покашливая, тенористо заговорил:
- Что ж, ваше величество... Нам на Москву начхать, да и на Питер начхать! Да, может, нам и средствиев никаких не хватит на Москву-то поход чинить. А нам, всем казакам вкупе, желательно бы своё казачье царство иметь, с казацкими свычаями древними, с вольной волей казацкой, и чтобы столицей нашей был вольный город Оренбург. Вот как, ваше величество, старики наши и всё казачество желало бы. Да ведь и сам ты, батюшка, пленных солдат в казаки писать повелеваешь. Да и в армии своей ты не регулярство, а казацкое войсковое строение заводишь, согласуемо обычаям древним. Об чём ещё деды наши при Степане Тимофеиче Разине мечты имели!
- Не толико ваш край, а и всю Россию я чаю в казаки поверстать, сказал Пугачёв.
- А уж это как придётся, - боднув головой, не утерпел съязвить сухощёкий, плешивый Митька Лысов. - Вон и Разин Степан оное мечтание держал, а что сталось?
Пугачёв с неприязнью покосился на него.
|< Пред. 176 177 178 179 180 След. >|