Страница:
684 из 744
Всё небо усыпано крупными чёткими звёздами. Боже мой! Какие таинственные письмена в высотах, какое непостижимое вокруг величие! "Вся премудростию сотворил еси", - звучат в растроганной душе Суворова слова стихиры: певал когда-то такое в деревенской церковке села Кончанского...
Боже мой! Что есть история... Монарх и солдат?.. Пугачёв и Суворов?.. Что есть шар земной?..
- Природа - мать, природа - мать! - бормочет он. - Не земля, а картечинка, помилуй бог. И мы - на ней!.. Каждой планиде своя судьба... И земле - своя, и мне, и Пугачу, и царю Додону, и всем, всем своя, неподкупная участь... Галилеи, Коперники, Невтоны... А Суворов - солдат... Штыком, штыком, да на ура! Эка штука... Семёныч, спишь?
- Никак нет, вашество!
- Нога, Семёныч, мозжит у меня... Зашибли басурманы мне ногу, в овраг с конём сверзился... Помнишь?
- Как не помнить - помню... Вам бы, ваше превосходительство, воздохнуть да попокоиться, а тут... с нашей мужичьей дурью хлопочи-справляйся!
- Служба, казак!
- Известно - служба, что дружба, через плечо её не кинешь... Никак, заря близко?
3
С утренней зарёю Рунич и Долгополов пустились в путь, но генерала Суворова на месте уже не было. Целый день гнались они за ним, да так и догнать не смогли. Ещё протекла ночь, и лишь на следующее утро прибыли оба в населённое малороссами село Никольское, что против Камышина. Избы здесь высокие, многие строения на сваях, - во время вешних разливов Волги местность затоплялась.
|< Пред. 682 683 684 685 686 След. >|