Искусство спора (О теории и практике спора)   ::   Поварнин Сергей Иннокентьевич

Страница: 131 из 178

, - соберется на улицах и заявляет "волю народа", тут бессознательная подмена мысли; когда же оратор, опытный софист и демагог, говорит этой толпе: "вы - народ, народная воля обязательно должна быть исполнена", то он, подменивая смысл слова, часто подменивает сознательно довод или тезис. А таких "многозначных слов" как "народ", очень много.

8. Очень часто пользуются свойствами так называемых синонимов, слов и выражений, различных по звукам, но обозначающих разные оттенки одного и того же понятия. Если эти различия в оттенках не существенны для данного вопроса, то синонимы можно употреблять один вместо другого безразлично. Если же они существенны, то получается более или менее важное изменение тезиса. Особенно в этом отношении важна разница, если она сопровождается различием и в оценке, оттенком похвалы или порицания. Например, далеко не все равно сказать. "А. благочестив" и "А. ханжа". "Ревность к вере" и "фанатизм". "Протест" и "возмущение". "Левый" по убеждениям и "революционер" и т.д. Если я высказал тезис: "ревность в вере - обязанность каждого религиозного человека", а противник мой изменил его: "вот вы утверждаете, что каждый религиозный человек должен быть фанатиком", то он исказил мой тезис. Он внес в него оттенок, благоприятный для опровержения. Вложил признаки, которые делают тезис незащитимым. Конечно, сказать, что фанатизм - обязанность каждого христианина - нелепо. Или, скажем, я утверждаю, "священники должны получить такие-то и такие-то преимущества". Мой противник излагает этот тезис так: "Х. думает, что попы должны обладать какими-то имуществами".

|< Пред. 129 130 131 132 133 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]