Истина и наука   ::   Штайнер Рудольф

Страница: 65 из 81

Кто наблюдает только мир объектов, тот не познает, что "я" их еще только творит. Но кто рассматривает "я" в его акте построения, тот видит основание готового образа мира; он знает, благодаря чему этот образ возник; он является для него следствием, к которому ему даны предпосылки. Обыкновенное сознание видит только то, что положено, что так или иначе определено. Ему недостает понимания первоположений, основ: почему положено именно так. а не иначе. Добыть знание об" этих первых положениях - в этом задача совершенно нового чувства. Яснее всего выраженным я это нахожу во "Вступительных лекциях в Наукоучение, читанных осенью 1813 года в Берлинском университете"43: "Это учение предполагает совершенно новое внутреннее орудие чувства, дающее новый мир, которого для обыкновенного человека совершенно не существует". Или: "Пока ясно определен мир нового чувства и через него - оно само; он есть видение первоположений, на которых основывается суждение: нечто есть; основание бытия, которое потому именно, что оно таково, не есть снова само и есть бытие"44. По ясное понимание содержания выполненной "я" деятельности отсутствует у Фихте и здесь; он никогда не достиг ее. Поэтому его Наукоучение не могло стать тем. чем оно иначе должно было бы стать по всему своему предрасположению - теорией познания как основной философской наукой. Действительно, если однажды было познано, что деятельность "я" должна полагаться им самим, то легко было прийти к мысли о том, что она получает свое определение от "я".

|< Пред. 63 64 65 66 67 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]