История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
153 из 176
И вот эта, часто беспорядочная смесь космологизмаи персонализма как раз и стала характеризовать собою целую эпоху - это первые века новой эры, - которая в самой своей последней глубине оказывалась смесью двух культур и переходом от язычества к христианству. 1. {Халдаизм}. а) В первые века нашей эры большим распространением пользовалась так называемая халдейская литература, представлявшая собою именно такую плохо продуманную смесь языческо-христианских воззрений. С тем народом на Востоке, который назывался халдеями, эта литература связана только по названию. Дело в том, что во времена возраставшего магизма было модой пользоваться разного рода неантичными религиозными представлениями, открывавшими доступ к магической практике. Поэтому произведения, которые цитируются неоплатониками под названием "Халдейские оракулы", имеют только условное наименова[163] ние. И вообще у современных исследователей создается аберрация, согласно которой известные античные платоники очень много заимствовали в этом халдаизме. На самом же деле эта "халдейская" философия в теоретическом отношении настолько слаба и противоречива, что вовсе не известные платоники учились у халдеев, а, наоборот, халдейские авторы учились у неоплатоников. Самим же античным неоплатоникам, у которых теория и система были на огромной высоте, вовсе не было нужды в каких-то халдейских или египетских представлениях.
|< Пред. 151 152 153 154 155 След. >|