История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
154 из 176
Им импонировала только халдейская магическая практика, а та слабая теория, которая была свойственна халдаизму, была бледным подражанием грандиозным античным системам неоплатонизма. б) Если коснуться халдейской философской теории, то во главу всего она ставит какого-то "отца", о котором неизвестно, был ли он личностью, или это был огонь, которым тоже характеризовался этот отец. в) Далее, этот отец составлял триаду вместе с "потенцией" и "демиургом". Что это за потенция, понять трудно. С одной стороны, она трактуется как переходное звено между отцом и демиургом. С другой стороны, это душа и даже Геката. При чем тут это древнегреческое хтоническое божество, сказать трудно. Функции демиурга тоже не очень отчетливые. Он именуется, между прочим, вторым богом; и он творит мир, но в этом творении не чувствуется никакого личного начала, и, кроме того, этот демиург творил мир и у античных философов. Христианского творения здесь ни в каком случае [164] нельзя ожидать потому, что здесь нет того небытия, того "ничто", которое было бы противоположно личности и из которого божественная личность творила бы мир как именно из ничего. г) Смешение космологизма и персонализма проявляется у халдеев еще и в проблеме добра и зла. С одной стороны, чувство зла как будто бы достаточно сильно в халдаизме. С другой стороны, однако, здесь нет никакого и намека на теорию первородного греха и на теорию божественного вмешательства в человеческую жизнь для спасения человеческих душ. Эти души, почему-то отпавшие от бога (почему, неизвестно), довольно легко опять возвращаются в отцовское лоно.
|< Пред. 152 153 154 155 156 След. >|