История античной философии в конспективном изложении :: Лосев Алексей
Страница:
155 из 176
Путаница между пантеизмом, в которомдобро и зло - одной природы, и дуализмом с его вечной несовместимостью добра и зла здесь налицо. Других, более частных проблем халдейской философии здесь касаться нам не стоит. (1) 2. {Сивиллины оракулы}. Имя "Сивилла" было скорее нарицательным, чем собственным именем. Древность знала многих Сивилл; они были известны своими пророчествами о будущем и действовали в русле религии Аполлона. Наиболее богатое собрание сивиллиных изречений было в Риме, но оно погибло в 83 г. до н. э. от пожара. Известно, что некоторые крупные тогдашние деятели, и среди них Цезарь, под именем сивиллиных пророчеств - --------------------------------------(1) Подробно см. А. Ф. Лосев. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга I, М., 1992. (прим. ред.). [165] составляли разного рода предсказания в свою пользу. Император Август приказал исследовать все эти пророчества, и многие из них были уничтожены. Но до нас все же дошел целый трактат на греческом языке под названием "Сивиллины предсказания" в XIV книгах. а) Содержание этого трактата весьма пестрое. Однако надо считать несомненным то, что здесь мы имеем дело со смесью разного рода языческих, иудейских и христианских воззрений и вообще с яркой картиной довольно хаотического синкретизма, характерного для последних времен язычества. Этот сборник сивиллиных пророчеств был составлен в начале византийской эпохи, но потом дополнялся и расширялся, включая самые разнородные элементы.
|< Пред. 153 154 155 156 157 След. >|