История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства   ::   Элиаде Мирча

Страница: 628 из 693

аналогичные концепции зафиксированы не только в восточно-эллинистическом мире, но и в буддийской и индуистской Индии: это была эпоха религиозной и мифологической персонификации «знания» (праджня, джняна} как высшего средства освобождения. Процесс продолжался и в средние века — как в Индии, так и в христианской Европе (ср. т. III).

Благодаря переводу Пятикнижия, событию грандиозному и беспрецедентному в древней истории, появилась еврейская литература на греческом языке. В 175–170 гг. Аристобул, первый еврейский философ, написал для юного монарха Птолемея V Филоматора дидактико-апологетический труд. Судя по сохранившимся фрагментам, автор выдвинул смелую теорию, впоследствии нашедшую множество сторонников: иудейское учение, сформулированное в Библии, рассматривалось как единственно верная философия. Она была известна Пифагору, Сократу и Платону, которые переняли ее принципы. Когда греческие поэты и философы говорят о Зевсе, они имеют в виду истиннoго Бога. "Ибо все философы согласны в том, что помыслы о Боге должны быть святы и что это — наиважнейшее для нашего общества" (цит. по: Eusebiu. Praeparatio Evangelica, 13, 12: 7 sq.). Однако мудрость Моисея, по Аристобулу, намного превосходит греческие философские учения, так как она божественного происхождения; ср.; Hengel, I, р. 163 sq., и сноски, II, pp. 106–110, nn. 375–406.

Некоторое время спустя автор «Аристеи» еще определеннее выразил тенденцию к слиянию библейской идеи Бога с греческой (т. е. "универсалистской") концепцией божественного.

|< Пред. 626 627 628 629 630 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]