Казус Вагнер   ::   Ницше Фридрих Вильгельм

Страница: 40 из 48

Я дал немцам глубочайшие книги, какими только они вообще обладают, достаточное основание, чтобы немцы не поняли из них ни слова... Если я в этом сочинении воюю с Вагнером и мимоходом с одним немецким вкусом , если у меня есть суровые слова для байрейтского кретинизма, то я менее всего хотел бы доставлять этим торжество каким-либо другим музыкантам. Другие музыканты в сравнении с Вагнером в счёт не идут.

Дело вообще обстоит скверно. Гибель является всеобщей. Болезнь коренится глубоко. Если Вагнер остаётся именем для гибели музыки, как Бернини для гибели скульптуры, то всё же он не является её причиной. Он только ускорил её tempo конечно, так, что стоишь с ужасом перед этим почти внезапным низвержением, падением в бездну. У него была наивность decadence это было его превосходством. Он верил в него, он не останавливался ни перед какой логикой decadence. Другие медлят это отличает их. Больше ничего!.. Общее у Вагнера с другими я перечислю: упадок организующей силы, злоупотребление традиционными средствами без оправдывающей способности, способности к цели; фабрикация фальшивых монет в подражание великим формам, для которых нынче никто не является достаточно сильным, гордым, самоуверенным, здоровым; чрезмерная жизненность в самом маленьком; аффект во что бы то ни стало; утончённость, как выражение оскудевшей жизни: всё более нервов вместо мяса.

Я знаю лишь одного музыканта, который в состоянии ещё нынче вырезать увертюру из цельного дерева и никто его не знает...

|< Пред. 38 39 40 41 42 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]