Казус Вагнер   ::   Ницше Фридрих Вильгельм

Страница: 42 из 48

Пятьдесят шагов дальше и находишь вагнерианку совершенно так же, как на пятьдесят шагов далее Брамса находишь Вагнера, вагнерианку, лучше отчеканенный, более интересный, прежде всего более приятный тип. Брамс трогателен, пока он тайно мечтает или скорбит о себе в этом он современен , он становится холоден, он уже не привлекает нашего внимания, как только делается наследником классиков...

Брамса любят называть наследником Бетховена я не знаю более осторожного евфемизма. Всё, что заявляет нынче в музыке притязание на высокий стиль , в силу этого фальшиво либо по отношению к нам, либо по отношению к себе. Эта альтернатива наводит на размышления: именно, она заключает в себе казуистику относительно ценности двух случаев. Фальшиво по отношению к нам : против этого протестует инстинкт большинства оно не хочет быть обманутым; я лично, конечно, всё-таки предпочёл бы этот тип другому ( фальшиво по отношению к себе ). Это мой вкус. Говоря понятнее, говоря для нищих духом :

Брамс или Вагнер... Брамс не актёр. Можно подвести добрую часть других музыкантов под понятие Брамс. Не скажу ни слова об умных обезьянах Вагнера, например о Гольдмарке: с Царицей Савской человеку место в зверинце можно позволять себя показывать. Нынче могут создавать хорошо, создавать мастерски только маленькое. Только тут возможна честность. Но ничто не может излечить музыку в главном, от главного, от фатальности быть выражением физиологического противоречия, быть современной.

|< Пред. 40 41 42 43 44 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]