Лецзы (перевод Л.Д. Позднеевой) :: Ле-цзы
Страница:
152 из 185
Страна Дум (Сы) — страна сказочная.
35. Царь Просо (Хоу Цзи) — основатель земледелия, герой одного из мифов, сохранившихся в гимне «Рождение народа» (см. «Хрестоматия по истории Древнего Востока», стр. 429).
36. Найденный на реке Инь (И Инь) — легендарный советник основателя так называемой династии Шан-Инь, по традиции, относится к XVIII в. до н. э, <(см. «Чжуанцзы», 259)>.
37. В этом фрагменте у Лецзы нет границы между предметами одушевленными и неодушевленными, однако ниже <(46)>он выделяет существа, «обладающие кровью» ( сюэ ци ). Этот термин см. также у Ван Чуна («Лунь хэн», VII, 203).
38. Абзац посвящен отличию явления от сущности, а также проблеме конечного и бесконечного, в частности — материалистическому объяснению смерти.
39. «Закон природы» — ли в отличие от дао , всеобщего закона развития мира, обозначал, видимо, закон развития отдельных вещей.
40. Из того факта, что Лецзы отрицал бессмертие, можно заключить, что поиски возможности бессмертия велись и в то время.
41. Жизненная сила (ниже — энергия, душа) — цзиншэнь , по Лаоцзы, Лецзы и Чжуанцзы <(223, 249)>состояла, как и плоть, из материи, лишь иного свойства.
42. Свойства ( дэ ) — атрибуты <(см. Ян Хиншун, стр. 63 и сл.)>.
43. Лецзы говорит о возрастных особенностях человека с естественнонаучных позиций. Ср. Конфуций о том же с точки зрения морали («Изречения», гл. 16. I, 359).
44.
|< Пред. 150 151 152 153 154 След. >|